испытания, экспертиза, сертификация, декларирование
+7 (4932) 50-91-72
+7 (4932) 34-64-38
РФ, 153002, г. Иваново, ул. 9 Января, 7А, оф. 409, 412; info@test-e.ru
Рус Eng

Неоднозначность некоторых положений Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011

Введение

С 15 марта 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011.

Этим Регламентом на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации вводятся единые обязательные требования к некоторым видам машин и оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В регламенте приведен перечень машин и оборудования, на который он распространяется. Например, в соответствии с этим Техническим регламентом вводится обязательное подтверждение соответствия всех грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков и т.д. в виде сертификации, а приспособлений для грузоподъемных операций, талей электрических канатных и цепных и т.д. в виде декларирования.

Действие технического регламента распространяется на машины и (или) оборудование, применяемые на опасных производственных объектах.

Мы не будем здесь приводить все положения технического регламента. Более подробно с его текстом можно ознакомиться на сайте Таможенного Союза. А хотим обратить внимание на некоторые моменты прочтения документа, которые могут вызвать недопонимание или неоднозначное толкование.

Момент 1 – Стандарты

В соответствии со статьей 4 регламента при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должны быть идентифицированы возможные виды опасности на всех стадиях жизненного цикла. Далее предполагается, что для идентифицированных видов опасности должна проводиться оценка риска. Методы оценки риска могут устанавливаться в прилагаемых к регламенту стандартах.

Использование на добровольной основе некоторых действующих стандартов (например, для грузоподъемных машин это: ГОСТ 13556-91, ГОСТ 22827-85, ГОСТ 27584-88 и др.) имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, в них уже приведены конкретные требования, при выполнении которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента. С другой, проектировщику самому придется классифицировать виды опасностей, используя современные принципы на основе таких стандартов как ГОСТ ЕН 1050-2002, ГОСТ Р ИСО 12100-1/2-2007, ГОСТ Р 51344-99 и др.

Построение новейших стандартов по безопасности машин (например, для строительных подъемников это: СТБ EN 12158-1-2008, СТБ EN 12158-2-2008, СТБ EN 12159-2010) сразу позволяет работать со списком различных опасностей, поэтому проектировщику проще находить решения для снижения рисков различных видов опасностей. Мы рекомендуем использовать новейшие европейские стандарты (например: EN 14439-2009 для башенных кранов, EN 12999-2009 для кранов-манипуляторов, EN 13000-2010 для стреловых кранов) для анализа опасностей, не забывая про отечественные стандарты и правила.

В этих стандартах опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблиц. Эти стандарты также содержат конкретные технические решения для реализации требований безопасности, что гораздо удобнее при проектировании машин.

Вызывает недоумение, что некоторые стандарты, например: ГОСТ 24599-87 «Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия» в Перечне стандартов к регламенту отнесены к группе электрических талей. А ряд стандартов, как например: ГОСТ 25573-82 «Стропы грузовые канатные. Технические условия» или ГОСТ 25032-81 «Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования» вообще не вошли в Перечень. Напрашивается вопрос: как вообще подтверждать соответствие приспособлений для грузоподъемных операций? Серия стандартов ГОСТ Р ЕН 818 не может полностью закрыть этот вопрос. Также в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений не вошли ГОСТ 25251-82 «Краны козловые. Методы испытаний» и ГОСТ 16765-87 Краны стреловые самоходные общего назначения. Приемка и методы испытаний» и др. А ведь методы, используемые в этих стандартах, определили бы общие подходы к методам оценки соответствия целой группы машин.

Мы знаем, что сейчас ведутся работы по уточнению списка стандартов Таможенного Союза. Надеемся, что в него войдут другие новейшие стандарты, заменив морально устаревшие, выпущенные уже 30 лет назад. В последнее время база стандартов в различных областях начала пополняться новыми, в том числе аутентичными европейским нормам и международным стандартам. Причем, в Регламенте приведен ГОСТ 31271-2002, разработанный Республикой Беларусь на базе ИСО 4310:1981. В России же действует с 2013 года стандарт ГОСТ Р 54767-2011 «Краны грузоподъемные - Правила и методы испытаний», модифицированный по отношению к ИСО 4310-2009. И тут опять появляются неопределенности,когда ряд стандартов, указанный в Перечне, уже отменен или заменен новыми.

Момент 2 – Обоснование безопасности

Еще одной особенностью регламента является то, что при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. По определению это документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта.

Несмотря на то, что обоснование безопасности разрабатывается для вновь проектируемых машин, оно входит в комплект документов (согласно пункта 10 статьи 8), который заявитель должен формировать для подтверждения соответствия требованиям Технического регламента (как в форме сертификации, так и в форме декларирования), причем без каких-либо оголовок.

К сожалению, Регламент был опубликован раньше, чем были на территории Таможенного Союза выпущены нормативные документы, устанавливающие правила построения, изложения и оформления обоснования безопасности. В настоящее время в Российской Федерации уже есть такой документ – ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности». Правда, его нет в Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

ГОСТ Р 54122-2010 предполагает в зависимости от степени детализации полное и краткое обоснование безопасности. Краткое обоснование носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное обоснование в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Согласно статьи 4 Регламента оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование. Мы предполагаем все-таки, что у проектировщика должно храниться полное обоснование безопасности, а краткое – у владельца машины. По сути, задачей владельца, наверное, должно быть соблюдение требований руководства по эксплуатации (см. ниже), а обоснование безопасности может потребоваться, как юридический документ для судебных органов или страховых организаций.

Стоит также отметить, что построение новейших стандартов в области безопасности машин облегчает создание обоснования безопасности и анализа рисков.Но при этом, вызывает сожаление, что в Регламенте не указан статус Обоснования безопасности.

На наш взгляд Обоснование безопасности это не какой-то отвлеченный документ, а один из главных документов конструкторской документации, которым проектировщик (изготовитель) заявляют о своей ответственности за безопасное использование машины или оборудования при соблюдении владельцем требований изложенных в Руководстве по эксплуатации.

Момент 3 – Руководство по эксплуатации

Еще одним документов, связанным с обоснованием безопасности является Руководство (инструкция) по эксплуатации, к содержанию которого технический регламент предъявляет особые требования. Из собственного опыта можем сказать, что после разработки обоснования безопасности Руководство по эксплуатации может претерпеть значительные изменения.

Руководство (инструкция) по эксплуатации выполняется на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства-члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в)-члена(ов) Таможенного союза.

Интересным моментом в конце статьи 5 является то, что при проектировании машины и (или) оборудования в руководстве (инструкции) по эксплуатации должны быть определены меры для предотвращения использования не по назначению машины и (или) оборудования после достижения назначенного ресурса или назначенного срока службы. Т.е. фактически можно понять, что- не допускается использование по назначению машин с истекшим сроком службы; не допускается использование машин с истекшим сроком службы в другом качестве (к примеру, мостового крана в качестве подъемника) или просто машину нужно утилизировать.

Момент 4 – Заявитель при подтверждении соответствия

Подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям технического регламента осуществляется в форме: сертификации или принятия декларации о соответствии (т.е. декларирования).

По решению заявителя вместо декларирования о соответствии в отношении машин и (или) оборудования, на которые распространяется действие регламента, может быть проведена сертификация по схемам сертификации эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным для машин и (или) оборудования настоящим техническим регламентом, в том числе при отсутствии или недостаточности у заявителя собственных доказательств подтверждения соответствия требованиям технического регламента.

Особенностью процедуры подтверждения соответствия является статус заявителя. При сертификации или декларировании серийно выпускаемой машины или оборудования заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним, в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). При сертификации или декларировании партии машин заявителем еще может выступать продавец, также зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза на его территории как юридическое лицо или как физическое лицо, в качестве индивидуального предпринимателя.

Мы не станем здесь раскрывать необходимость этого шага. Мы лишь хотим обратить внимание на одну из неоднозначностей регламента, а именно – расстановка запятых в статьях 9 и 11. Мы специально подчеркнули оборот либо-либо. Вы сами можете открыть регламент и убедиться в этом. Известно, что по правилам русского языка, на котором написан регламент, Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и... и... и, или... или... или, ли... ли... ли, ли... или... или, либо... либо... либо, и т.д.), разделяются запятыми. Перед первым союзом запятая не должна ставиться. Однако в статьях 9 и 11 она есть. В какую сторону можно трактовать эту неоднозначность?

Можно прочитать так:

В качестве заявителя может выступать только:

  • зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя,
  • либо являющееся изготовителем (для серии или для партии),
  • либо являющееся продавцом (для партии);
  • либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним.

Однако стоит обратить внимание на ранее выпущенное Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года № 621 «Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза. Рассмотрим в качестве примера фрагмент Типовых схем сертификации в приложении В Решения № 621.


Типовые схемы сертификации

Действительно, схема сертификации серийно выпускаемой продукции не предполагает в качестве заявителя иностранные компании. Скорее всего, это связано с реализацией Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010, а также для усиления ответственности поставщиков в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. И хотя в Решении № 621, которое носит рекомендательный характер при создании регламентов, в схеме 3с для сертификации партии продукции нет указания про уполномоченное изготовителем лицо, в окончательных редакциях регламентов появилось уточнение. Поэтому, конечно, основополагающим документом при подтверждении соответствия является сам Технический регламент. Однако расстановка запятых может привести, как нам кажется, к юридическим казусам.

Момент 5 – Определения и классификация машин и оборудования

Во время прочтения Технического регламента складывается ощущение, что его создатели или забыли вложить какой-то классификатор, или не учли применяемую уже терминологию.

Например: среди специальных требований к грузоподъемным машинам есть пункт 11: «Вновь изготовленные грузоподъемные машины (свободно стоящие краны стрелового типа) дополнительно подвергают испытаниям на общую устойчивость против опрокидывания».

Специалистам в области грузоподъемных машин известно, что к кранам стрелового типа (например, согласно Правил Ростехнадзора ПБ 10-382-00) относятся и башенные, и консольные, и портальные, и стреловые (на автомобильном, гусеничном ходу, на спецшасси и т.п.). Если последние даже по ИСО 4310 необходимо испытывать на устойчивость, то как нужно проводить подобные испытания на башенных стационарно закрепленных или консольных кранах?

В тексте регламента ни разу не упомянуты подъемники с рабочими платформами (хотя в уже отменном национальном регламенте они были включены Постановлением Правительства РФ от 24 марта № 205). И хотя согласно определению правил ПБ 10-611-03 подъемник является грузоподъемной машиной прерывного действия, предназначенной для перемещения людей .... в тексте нет и каких-либо специальных требований для них, за исключением пункта 8 требований к грузоподъемным машинам: «…Подъемные системы с шарнирным механизмом типа ножниц также рассматриваются в качестве систем с жесткими направляющими». Т.е. подъемники со стрелами пантографного типа подлежат обязательному подтверждению соответствия? А подъемники со стрелами другого типа? Получается, что сейчас подъемники только на автомобильном шасси подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям национального Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств, а остальные подъемники (например, на гусеничном ходу или со скоростью передвижения до 24 км/ч) - нет? Это еще одна неопределенность..

Не понятно также, какое оборудование создатели регламента отнесли к приспособлениям для грузоподъемных операций. Согласно опять же принятой терминологии у специалистов по грузоподъемным машинам к грузозахватным приспособлениям относятся стропы, захваты, траверсы и т.п. А как мы указали выше, перечень специальных нормативных документов ограничен стандартами по стропам (кроме текстильных!). Стандарт ГОСТ 25032-81 на захваты проигнорирован, стандарт ГОСТ 24599-87 на грейферы, которые относятся к грузозахватным органам, упомянут среди электрических талей!

P.s.: надеемся, что изменения к Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 010/2011, которые планируются к опубликованию в ближайшее время, решат эти и другие вопросы. Мы надеемся, что уважаемый читатель найдет в тексте для себя полезную информацию. Мы будем рады, если Вы пришлете нам свои комментарии и пожелания.

От компании ООО «Тест-Инжиниринг»

Заместитель генерального директора Куденков Н.М.

Технический директор Калеганов В.Н.

Начальник отдела испытаний Осипенко В.В.

О нас

Мы также предлагаем следующие виды услуг


Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ